Ученики Поповски выпускают премьеру о любви к театру и революции по Цветаевой

Ученики Поповски выпускают премьеру о любви к театру и революции по Цветаевой

17 и 18 ноября в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой пройдёт премьера спектакля «Марина Цветаева. Фортуна». Над постановкой пьесы Цветаевой работают ученики Ивана Поповски — режиссёры Елизавета Шахова и Иван Рябенко.

«Фортуна» Марины Цветаевой — пьеса в стихах, написанная в феврале 1919 года. Как и большинство драматических сочинений Цветаевой, она была создана в период её московской дружбы с артистами Второй и Третьей студий Художественного театра и очарованности Юрием Завадским (актёром Третьей студии, из которой впоследствии вырос Вахтанговский театр). Главный герой «Фортуны», герцог Лозэн, — реальное историческое лицо, одна из увлекавших Цветаеву исторических фигур. Пьеса, показывающая эпизоды из жизни Лозэна от младенчества, проведённого в гостиных мадам Помпадур, до последнего дня — утра казни в 1794 году, следует за написанными им мемуарами и подлинной судьбой герцога. Однако Цветаева пишет не просто своеобразную поэтически-историческую драму. Центральный образ вдохновлён представлением драматурга о Завадском, а сам сюжет и атмосфера пьесы перекликаются с её ощущениями в послереволюционной московской разрухе. По мнению многих исследователей, «театральный» период был для Цветаевой «родом болезни», эскапизмом и спасением в мрачной действительности, хотя, согласно альтернативному мнению, «Фортуна» стала и своеобразным зеркалом нового времени.

Драматургия Цветаевой — не самая частая гостья на театральных подмостках и тем более на профессиональной сцене. Один из немногих удачных опытов переноса цветаевских пьес на сцену — студенческое «Приключение» (1991) Ивана Поповски, которое стало без преувеличения культовым. Этот спектакль, изначально игравшийся в коридоре ГИТИСа, впоследствии вошёл в репертуар «Мастерской Петра Фоменко» и обрёл почти невероятную фестивальную судьбу (включая премии Международного фестиваля «Контакт-93» в польском Торуне, участие в Авиньонском фестивале и гран-при фестиваля BITEF). Поповски с его любовью к поэтической драматургии и музыкально-драматическим спектаклям на протяжении многих лет сотрудничает с Театром Камбуровой, а с недавних пор является здесь заместителем худрука. Поэтому представляется закономерным, что именно его ученики, окончившие в 2023 году ГИТИСовскую мастерскую, выпускают на этой сцене премьеру по одной из цветаевских пьес.

«Эта пьеса — признание Цветаевой в любви к театру, — говорят режиссёры Елизавета Шахова и Иван Рябенко. — В „Фортуне“ больше „воздуха осьмнадцатого века“, чем примет самого века. Этот „воздух“, которым так легко дышала Цветаева, является одним из „героев“, связующим всех персонажей пьесы. Наполненный красотой и поэзией, он интересует и волнует нас, создателей спектакля, и, надеемся, заинтересует и взволнует наших зрителей».

Художник спектакля Ирина Пинова (Ютанина) рассказывает о визуальном решении: «В оформлении спектакля мы постарались передать ощущение таинственности, многослойности и загадки, используя сменяющие друг друга занавесы, приоткрывая которые, Фортуна позволяет нам заглянуть за кулисы человеческих судеб». Важной частью «Фортуны» станет музыка, большая часть из которой написана музыкальным руководителем постановки (и Театра Камбуровой) Олегом Синкиным. «Поэзия Цветаевой настолько музыкальна и образна, что буквально подсказывает музыкальную фразу», — говорит он. Также над премьерой работает художник по свету Антон Литвинов.

Главную роль, герцога Лозэна, сыграет Алексей Гиммельрейх. Его партнёрами станут Евгения Курова, Екатерина Тихомирова, Ольга Тенякова, Алла Юганова, Лейла Эгамова, Полина Чернова, Анна Комова и Данил Можаев.

Источник: oteatre.info

Next Post

В «Современнике» покажут «Чудо святого Антония»

18 и 19 ноября на Другой сцене московского «Современника» пройдёт премьера спектакля Александра Назарова «Чудо святого Антония» по одноимённой пьесе Мориса Метерлинка. Первый вариант пьесы «Чудо святого Антония» Метерлинк создал 120 лет назад — в 1903 году, однако продолжал дорабатывать её ещё более 15 лет. Это простая с точки зрения сюжета история о том, как в современный богатый дом, хозяйка которого три дня […]