Светлана Землякова создаёт первую постановку прозы Дмитрия Бакина

Светлана Землякова создаёт первую постановку прозы Дмитрия Бакина

7 и 8 декабря в московском театре «Среда 21» пройдёт премьера спектакля Светланы Земляковой «Страна происхождения» по одноимённому рассказу Дмитрия Бакина.

Светлана Землякова — не просто признанный мастер работы со сложной прозой. Как правило, она обращается к русскоязычным текстам второй половины ХХ — ХХI веков, причём выбирает авторов или тексты, которые никто другой не решался перенести на сцену либо таких опытов было крайне мало. Помимо Василия Аксёнова и Евгении Некрасовой, среди авторов успешно поставленной Земляковой прозы — Асар Эппель, Олег Зайончковский и Тимур Кибиров. Любопытно, что при этом практически все спектакли режиссёра становятся крайне популярными у самой широкой зрительской аудитории.

Дмитрий Бакин (1964—2015) — один из самых интересных и в то же время неизвестных, недооценённых русскоязычных авторов. В 1995 году он получил «Антибукер» за сборник рассказов «Страна происхождения» — второй и последний в биографии писателя. В 2022 году петербургское издательство «Лимбус-Пресс», стремясь восполнить пробел и вернуть читателям недооценённого автора, выпустило собрание сочинений Бакина: рассказы, повести и главы из незавершённого романа. Во многом напоминающий Андрея Платонова по языку и образу мира, театральным зрителям Бакин не знаком вовсе: спектакль Земляковой по заглавному рассказу из сборника «Страна происхождения» — первый опыт переноса на сцену текстов этого писателя.

Светлана Землякова создаёт первую постановку прозы Дмитрия Бакина

Несмотря на своеобразную условность прозы Бакина и определяющий её экзистенциально-метафизический пласт, у «Страны происхождения» есть и сюжет, который в анонсе «Среды 21» изложен так: «Главный герой — мужчина полутораметрового роста, имени которого мы не знаем, — всё время носит с собой кисет с молочными зубами и генеалогическое дерево с явными признаками вырождения рода. Он мучительно пытается разгадать причину собственного недуга — от его прикосновений всё вокруг холодеет и покрывается плесенью. И только Мария, подобравшая мужа на вокзале, ничего не замечает».

Светлана Землякова — не только режиссёр, но и педагог, преподаватель ГИТИСовской мастерской Олега Кудряшова. Многие её спектакли возникали как студенческие и дипломные, а впоследствии входили в репертуар тех или иных московских театров. Кроме того, Землякова часто работает с бывшими учениками, уже ставшими профессиональными артистами, на различных площадках. Премьера в «Среде 21» — не исключение: в анонсе театра говорится, что участники будущей премьеры «уговорили своего педагога сделать новый проект у нас — вместе искали материал, работали над инсценировкой и придумывали спектакль». Играть в «Стране происхождения» будут однокурсники, выпускники мастерской Кудряшова (2018) Дина Губайдуллина, Игорь Кузнецов, Мария Тухарь и Пётр Алексеенко. Соавтором режиссёра в работе над премьерой стала ученица Дмитрия Крымова, художница Татьяна Анастасова.

Светлана Землякова создаёт первую постановку прозы Дмитрия Бакина

Светлана Землякова говорит о будущем спектакле так: «Я ужасно люблю современную литературу, она сейчас переживает расцвет. Недавно я открыла для себя нового автора — Дмитрия Бакина. Увидела в магазине книгу, купила и обалдела. А когда узнала его биографию, тоже была потрясена его отшельничеством, уходом из мира литературы. Это один из самых трудных для постановки авторов. У него невероятная плотность образов на один квадратный сантиметр и много загадок, на которые нет ответа. Мы хотим, чтобы этот текст прозвучал.

Тема очень актуальная сегодня: кто мы, откуда пришли и почему вырождаемся? Кем были наши предки и какие фантомные боли они оставили нам в наследство? Можно ли отказаться от этой семейной кармы и начать жить „с чистого листа“? Какую роль играю я в этой цепочке перерождений?.. Мы часто не знаем своих корней: чью фамилию мы носим, чем занимались наши предки? У меня один дед был герой войны, а была в роду монахиня, которую прятали от советской власти по подвалам. У каждого есть такие „скелеты в шкафу“. И нам нужно не скрывать, а понять и принять своё прошлое, свою историю. Часто именно прошлое определяет наше будущее».

На фото — моменты репетиций спектакля «Страна происхождения» © соцсети театра «Среда 21»

Источник: oteatre.info

Next Post

«Ситуация, близкая к счастью»: в Москве вручили литературную премию «Большая книга»

Во вторник, 5 декабря, на торжественной церемонии в Доме Пашкова состоялось награждение лауреатов Национальной литературной премии «Большая книга». Главный приз взял автор романа «Чагин» Евгений Водолазкин, ставший абсолютным лидером голосования. Второе и третье места заняли Юрий Буйда с книгой «Дар речи» и Алексей Сальников с «Оккульттрегером». Также наградами были отмечены […]