6 и 7 декабря на Новой сцене Александринского театра Социально-художественный театр сыграет премьеру спектакля Катерины Угленко «Балет. Снегурочка».
Идея спектакля «Снегурочка. Балет» зародилась в ходе прошлогодней лаборатории СХТ «DIGITAL СЦЕНА», посвящённой мультимедиа. После показа было принято решение включить доработанную постановку в репертуар театра.
Создатели спектакля ставят перед собой цель погрузиться в историю России и разобраться в прошлом, чтобы «сделать ревизию точки „здесь и сейчас“». В анонсе постановки сказано: «Традиции и современность — какие между ними связи? Что работает сейчас из нашего многовекового опыта, а что мы несём в себе бессмысленным грузом? Что „наше“ и „своё“, а что „чужое“ и привнесённое (и нужно ли это разделение)?». Режиссёр Катерина Угленко поясняет: «Правила — это одна из ведущих тем спектакля. Вторая тема, следующая за первой, — „свой-чужой“. Через эти темы мы исследуем вопросы идентичности».
Отправной точкой для создания либретто «12 сцен актуального русского народного танца в спортивных костюмах», как определён жанр постановки, стала пьеса Островского «Снегурочка». Однако в качестве материала в премьере использовано и многое другое. В частности — вербатимы россиян об идеальном государстве; ритмизированные инструкции в исполнении Игоря Астапенко, составленные по учебнику «Основы русского народного танца», — о том, как правильно выполнять танцевальные элементы и связки женщинам и мужчинам; заговоры, плачи и частушки на экзистенциальные темы. Над созданием оригинальных текстов и объединением различных источников в единую композицию работала драматург Маша Всё-Таки.
Хореограф Александр Челидзе комбинирует различные танцевальные стили и направления для создания контраста между миром берендеев и миром Снегурочки: заглавная героиня в спектакле Угленко, дочь Весны и Зимы, — исключение из правил, в то время как народ берендеев — общество, устроенное по правилам. Челидзе рассказывает: «Эта история хореографически произрастает из соединения элементов русского сценического танца, фольклорных — эмоциональных обрядовых вещей, и современного танца. Мы пытались адаптировать движенческую русскую эстетику в свой немножко шаманский сказ, что создаёт магию движения в пространстве. Ребята — драматические актёры. Возможно, именно отсутствие у них танцевального опыта и создало эту стилистику, направленность движения. Когда я сочинял хореографию, я смотрел, как они двигаются и что можно в этом найти. Спектр ощущений в движении».
Особую роль в спектакле сыграет его аудиальная составляющая. Каждому зрителю будут выданы многоканальные наушники и предоставлена возможность выбрать то, что он хочет слушать, из четырёх вариантов. Он может не включать наушники и остаться наедине со «звуками тел и голосов артистов» — акустическим пространством самого спектакля, — а может включить их и услышать музыку, написанную Владимиром Розановым по мотивам музыки Чайковского к пьесе «Снегурочка», вербатимы об идеальном государстве или инструкции по правильному выполнению движений в сценическом народном танце.
Композитор Владимир Розанов рассказывает: «Музыка к спектаклю „Балет. Снегурочка“ была создана на основе музыкального материала русской и зарубежной классики и вдохновлена хореографией Александра Челидзе. Поскольку хореография была создана раньше, весь музыкальный материал гармонично соединяется с фактурой танца и строго придерживается общего темпоритма. Музыка была записана для фортепиано и перкуссии, и я очень рад, что в записи звуковой дорожки к спектаклю принял участие Олег Шавкунов (экс-перкуссионист групп „Аквариум“, „Маша и Медведи“ и других)».
В спектакле заняты Алина Король, Игорь Астапенко, Мария Ковальская, Анна Дразнина, Далер Газибеков, Даниил Буров, Артур Сафин, Ксения Плюснина, Елена Калинина, Артём Кисаков, Ангелина Варганова, Иван Захаров, Виктория Шпакова, Милица Белоусова, Артём Халанский, Алина Кабаева, Константин Котерев и Собитхон Ахмедов.
На фото — моменты репетиции спектакля «Балет. Снегурочка» © Татьяна Мелкозёрова
Источник: oteatre.info