Омский «Пятый театр» размялся на классике

Омский «Пятый театр» размялся на классике

В начале ноября в омском «Пятом театре» прошла режиссёрская лаборатория под руководством Нияза Игламова. С неё может начаться «перезагрузка» театра, получившего недавно и нового главрежа, и серьёзное пополнение труппы.

Омский «Пятый театр» театральной России хорошо известен: он регулярно принимает участие в фестивалях и проводит свои – «Молодые театры России» и «лиТЕрАТуРа». Но в последние годы театр переживал не лучшие времена: в 2020-м, после ареста экс-худрука Никиты Гриншпуна, осуждённого за растрату, должность художественного руководителя театра была упразднена, директором был назначен Илья Киргинцев, а главным режиссёром – Максим Кальсин. Однако, он проработал там только три года: «пройденный путь был интересным и непростым», – сообщал театр в соцсетях. Новым главрежем с ноября 2023 стала Людмила Исмайлова, выпускница мастерской Леонида Хейфеца в «Щуке», раньше возглавлявшая Русский драматический театр Стерлитамака. Одновременно в труппу были приняты шесть артистов, в том числе из Омского ТЮЗа и новосибирского «Первого театра», и лаборатория стала их дебютом на новой сцене.

В отличие от многих лабораторий, посвященных эксперименту и работе с современной драматургией и литературой, эта была нацелена на сугубо практические задачи – актёрский тренинг, знакомство с новыми режиссёрами и пополнение репертуара. Поэтому в качестве материала была выбрана классика, русская и зарубежная – Пушкин, Булгаков, Ибсен и Лопе де Вега. Да и режиссёров пригласили с опытом: Анна Потапова, ученица Марка Захарова, с 2021 года руководит Великолукским драматическим театром; Никита Рак, долго работавший в Воронежском театре имени Кольцова, недавно стал худруком Ачинского драмтеатра. Двое других участников помоложе: Дмитрий Огородников из Перми заявил о себе постановкой «Куба» в Губахе – этот документальный спектакль о жизни шахтёров был номинирован на «Золотую Маску». А Наталья Шурганова известна больше как хореограф, она сотрудничает со многими московскими и региональными театрами. В итоге актёрам удалось поработать с режиссёрами нескольких школ, предложившими им разные способы существования.

Омский «Пятый театр» размялся на классикеНа фото – сцена эскиза “Пиковая дама” @ пресс-служба “Пятого театра”

Никита Рак взялся за пушкинскую «Пиковую даму» и неожиданно «подселил» туда трёх шекспировских ведьм из «Макбета», которого тут читает свой патронессе Лиза (Елизавета Кухтина). Ворожащие вокруг рояля роковые красотки в красном и чёрном (Мария Долганёва, Елена Лукманова, Александра Урдуханова – символ соблазна, греха, искушения, и одновременно – те самые три карты, которые мерещатся Германну и обещают успех, славу и богатство. Сам Германн (Станислав Горенбахер) был представлен красавцем с горящим, слегка безумным взором – так что его помещение в сумасшедший дом в финале выглядело если не закономерным, то ожидаемым. Мистическое настроение подчеркивал и инфернальный свет, и музыка готик-металл-группы «Лакримоза». Но, пожалуй, самым интересным решением тут стало раздвоение графини Томской: героиню в молодости, во времена её легендарного проигрыша и флирта с Сен-Жерменом, играла Ксения Шагаевская, а зловещую и вместе с тем комическую старуху – Лариса Чичко (обе только пришли в «Пятый театр»). Причём в некоторых сценах обе графини встречались и даже соперничали, кому из них ехать на бал или встречаться с Германном. Тема двойничества – одна из самых популярных в романтической традиции, и она удачно вписалась в эскиз, подчеркивая стилистическое происхождение повести Пушкина.

 

Омский «Пятый театр» размялся на классикеНа фото – сцена эскиза “Багровый остров” @ пресс-служба “Пятого театра”

Дмитрий Огородников попробовал за четыре дня поставить «Багровый остров» Булгакова. Но пьесу в пьесе о восстании туземцев на острове он максимально купировал, сосредоточившись на теме закулисья. Артисты с явным удовольствием и азартом изображали театральные типажи – от капризных премьеров (Александр Боткин) до сурового с подчинёнными, но лебезящего перед начальством директора (Олег Чичко). Интересно, что некоторые мужские роли из-за нехватки артистов пришлось превратить в женские, но это только пошло спектаклю на пользу. Грозный Савва Лукич, от которого зависит «разрешеньице» или «запрещеньице» пьесы, тут превратился в сухую чиновницу Савву Лукиничну (Анастасия Лукина), а мастер на все руки Метёлкин – в помрежа Метёлкину (Мария Старосельцева). И это стопроцентное попадание – на таких вот хрупких и безотказных «метёлкиных» и держится весь русский театр. В своё время Инна Сухарецкая буквально воспела этот образ в «Муму» Дмитрия Крымова в Театре Наций. Но все же эскизу Огородникова не хватило темпа, целостности и сверхзадачи – чёткого понимания, о чём этот спектакль сегодня. «Багровый остров» в последнее время весьма популярен: он недавно появился и в Театре имени Пушкина, и в «Эрмитаже» Левитина. Но ни один из постановщиков не решил вопрос, как играть Булгакова, чтобы пародия на плохой театр не превратилась просто в плохой театр.

Омский «Пятый театр» размялся на классикеНа фото – сцена эскиза “Дурочка” @ пресс-служба “Пятого театра”

Анна Потапова выбрала для эскиза пьесу Лопе де Веги «Дурочка» – классическую комедию нравов, которую артисты разыграли практически на пустой сцене, полагаясь только на своё мастерство. Историю о двух сёстрах, одну из которых бог наградил и умом, и красотой, а другую – глупостью и богатым наследством, режиссёр решила небанальным способом, обнаружив в старой пьесе актуальные мотивы. В образе «дурочки» Финеи, которую сыграла юная Диана Морозова, она увидела особого ребёнка, не способного к наукам и порой не понимающего условностей человеческого общения – всех этик намеков, недоговорённостей и эвфемизмов – но зато наделённого образным мышлением и фантазией. Не случайно, оставаясь одна, героиня совершает какие-то пластические экзерсисы, словно говорит на собственном, непонятном нам языке. В столкновении этой чистой наивности с хитростью женихов – Лисио (Василий Кондрашин) и Лауренсьо (Сергей Троицкий) – имеющих виды на её приданое, рождается множество комических ситуаций, где в глупом положении оказываются именно умники. Зрители отзывались на них радостным и благодарным смехом. Все-таки хорошие комедии на нашей сцене появляются очень редко.

Омский «Пятый театр» размялся на классикеНа фото – сцена эскиза “Гедда Габлер” @ пресс-служба “Пятого театра”

Но пожалуй, самым интересным, продуманным и удачным эскизом стала «Гедда Габлер» Натальи Шургановой. Вопреки ожиданиям, режиссёр  не переводит драму Ибсена на язык физического театра, но вводит в спектакль отдельные пластические характеристики. Поражает уже первая сцена, где тюфяк Тесман (Егор Лябакин) со своей тетушкой (Олеся Шилякова) чинно пьют чай из аккуратных фарфоровых чашек, а Гедда (Полина Романова) лежит под столом так, что его ножка вонзается ей в висок – словно постылый мещанский быт давит ей на мозг в буквальном смысле слова. В это царство хорошего тона она врывается как неуправляемая стихия – босиком и в пижаме, выплескивая воду себе на лицо, словно после бурной попойки. Театру повезло, что в его труппе появилась такая актриса, как Полина Романова – внешне холодная, но с огромным запасом какой-то ядерной энергии внутри. И понятно, почему очаровательная Теа (Алёна Федорова) боится этой Гедды, как в детстве, – от такой всего можно ожидать. Да и Эйлерту Левборгу (Дмитрий Исаенко), чья фигура то и дело маячит на сцене как «смутный объект желания» двух женщин, эту яростную валькирию не обуздать. Она несовместима с мелочной жизнью, и её смерть кажется заранее предрешённой – недаром окровавленный призрак её отца, генерала Габлера, иногда безмолвно проходит по краю сцены, словно маня за собой, а чёрные костюмы героев и целые клумбы мёртвых искусственных цветов  намекают на скорые похороны.

Наталья Шурганова представила в эскизе только первые два действия, но они выглядят как законченный акт спектакля, где осталось доделать лишь отдельные штрихи. И хочется надеяться, что эта отличная работа будет доведена до премьеры, а лаборатория в целом даст толчок к новому этапу развития «Пятого театра».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: oteatre.info

Next Post

Пляжная вечеринка и стейк для кинодивы: в Театре эстрады состоялась премьера танцевальной постановки «История в отеле»

В Московском театре эстрады состоялась премьера шоу «История в отеле». Как ясно из названия, действие разворачивается в гостинице, а в центре событий оказываются постояльцы и персонал. Сюжет раскрывается исключительно посредством музыки и хореографии, поставленной преимущественно на базе латиноамериканской программы спортивно-бальных танцев. Над проектом работали 26 лучших танцоров России. Режиссёром выступил […]