Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 21

Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 21

Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5,неделя 6, неделя 7, неделя 8, неделя 9, неделя 10, неделя 11, неделя 12, неделя 13, месяц 4, месяц 5, месяц 6, месяц 7, месяц 8, месяц 9, месяц 10, месяц 11, месяц 12, месяц 13, месяц 14, месяц 15, месяц 16, месяц 17, месяц 18, месяц 19, месяц 20). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.

20 НОЯБРЯ

16:44. Режиссёры, актёры, писатели и общественные деятели обратились к омбудсмену Татьяне Москальковой с просьбой об изменении меры пресечения Светлане Петрийчук и Жене Беркович. Письмо опубликовала «Новая газета». Поводом для публикации стал уход из жизни писательницы Нины Катерли, бабушки Жени Беркович. Приводим ниже текст письма:

«Уважаемая Татьяна Николаевна!

20 ноября на 90-м году жизни умерла Нина Семеновна Катерли, известная писательница и правозащитница. Бабушка режиссёра Жени Беркович, которая находится в московском СИЗО-6 по обвинению в „оправдании терроризма“ за постановку спектакля „Финист Ясный Сокол“. По этому „делу“ проходит также и Светлана Петрийчук — автор пьесы „Финист Ясный Сокол“.

Случилось то, о чем на каждом судебном заседании по продлению ареста говорила Женя Беркович. Она просила суд изменить ей меру пресечения: у нее на иждивении находится две бабушки и две приемных дочери.

Татьяна Николаевна! Мы просим Вас о милосердии. Просим способствовать тому, чтобы Светлане Петрийчук и Жене Беркович была изменена мера пресечения. Хотя бы для того, чтобы она смогла похоронить свою бабушку».

Письмо подписали Евгений Редько, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Дмитрий Муратов*, Ксения Раппопорт, Катерина Гордеева*, Дмитрий Крымов, Максим Суханов, Гузель Яхина, Данила Козловский, Людмила Улицкая, Вениамин Смехов, Мариэтта Цигаль-Полищук, Николай Солодников, Тимофей Трибунцев, Иван Ургант, Ирина Ясина, Александр Сокуров, Марина Мелия, Константин Райкин, Юлия Пересильд, Андрей Смирнов, Галина Аксёнова.

* Минюст включил в реестр иноагентов

19 НОЯБРЯ

22:20. 1 декабря в берлинском театре Ballhouse Prinzenallee пройдёт читка пьесы Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Роль Сталина сыграет Максим Суханов, Дамы из министерства — Татьяна Лазарева*, Ленина — Александр Дельфинов. В проекте также заняты артисты Светлана Мамрешева, Егор Матвеев, Илья Кипоренко, Алексей Миронов, Владислав Коваленко.
Напомним, пьеса «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» была написана театральным критиком, писателем и драматургом Артуром Соломоновым в начале 2019 года, а в феврале 2022-го была поставлена в Театре.doc. Действие происходит в современной России. В одном театре задумывают смелую постановку о Сталине. Однако в действие вмешивается президент РФ. И несмотря на то, что всё уже готово — роли распределены, декорации построены, а дата премьеры назначена, — после «саркастических и гневных» комментариев президента спектакль начинают переделывать в угоду двум правителям — прошлого и настоящего.

Пьеса переведена на несколько языков, её читки много раз проводились за границей, в том числе в Риге, Тель-Авиве. А в Берлине накануне 70-летия со дня смерти Сталина, 4 марта 2023 года, свою версию пьесы предложил режиссёр Филипп Григорьян. В читке также были заняты Максим Суханов и Александр Дельфинов.

* Минюст включил в реестр иноагентов

14 НОЯБРЯ

9:37. Серия читок проекта «Эхо Любимовки — 2023» пройдёт в Тбилиси 18 и 25 ноября, а также 3 декабря. Кураторами программы стали актёры и режиссёры Никита Щетинин Александр Кудряшов.

18 ноября в баре Axiom будут представлены три пьесы из шорт-листа «Любимовки-2023»: в 17:00 — «Когда я был Андреем» Екатерины Златорунской из Москвы; в 19:00 — “Vepsleižed akad puhundas eloks”/”Вепсские женщины в заговоре на жизнь” Ксении Савельевой и Настасьи Фёдоровой из Санкт-Петербурга; в 21:00 — «Большая вода» Дарьи Слюсаренко из Алматы.

25 ноября в Тбилиси прозвучат три текста из fringe-программы. Программа на 3 декабря будет объявлена дополнительно.

После каждой читки пройдёт традиционное обсуждение с участием драматурга, режиссёра и артистов. Вход на читки свободный.

Напомним, что 4 ноября в Хельсинки, в молодёжном центре Narri также прошли читки пьес «Любимовки»: «Ваня жив» Натальи Лизоркиной, «Поиск сексуального партнёра вечером 21 сентября» Маргариты С., «Женщины в темноте» Ирины Серебряковой и Маши Денисовой. Модератором обсуждения пьес стал драматург Михаил Дурненков. В читках приняли участие артисты театра «Арт-Мастер».

9 НОЯБРЯ

00:15. С сайта ГИТИСа удалены страницы Юрия Бутусова и Дмитрия Крымова. При этом пятый курс режиссёрского факультета по-прежнему обозначен как «Мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова» с портретами обоих педагогов, а четвёртый — курс Юрия Бутусова — назван «Выпускной мастерской режиссёрского факультета», а в качестве иллюстрации использована фотография сцены из спектакля. При этом ещё 28 октября в соцсетях ГИТИСа была опубликована новость «Мастерская Юрия Бутусова покоряет театральные подмостки Китая».

Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 21

Скриншот страницы режиссёрского факультета на сайте ГИТИСа © gitis.net

 

5 НОЯБРЯ

10:35. Рязанский областной музыкальный театр опубликовал сообщение о том, что режиссёр и балетмейстер Александр Сапрунов «героически погиб в ходе специальной военной операции».

Александр Сапрунов родился в 1986 году. Окончил Орловский государственный институт культуры. В Рязанском музыкальном театре поставил как режиссёр мюзиклы «Алые паруса», «12 стульев», «Приключения Дюймовочки», оперетты «Весёлая вдова», «Цыганский барон», «Званый вечер с итальянцами», оперы «Демон» и «Евгений Онегин», был главным балетмейстером театра.

 

31 ОКТЯБРЯ

16:15. С 1 по 14 ноября Донецкий республиканский академический молодёжный театр из города Макеевка отправится на «Большие гастроли» в Крым (Ялта и Симферополь), а также в Ростов-на-Дону, Майкоп и Новороссийск. Напомним, что та же федеральная программа уже обеспечила крымские гастроли, в частности, «Донбасс Опере» и Мариупольскому драмтеатру. Спектакли, которые планирует показать в ближайшие две недели Донецкий РАМТ, приезжали в Москву и Петербург, в том числе на различные фестивали. Это «Левша» по повести Лескова, «У ковчега в восемь» по пьесе Ульриха Хуба, «Над пропастью во ржи» по роману Сэлинджера, а также «Случайный человек» по мотивам пьесы Екатерины Гузёмы «Вся правда о моём отце». Гузёма подчёркивает, что текст был использован без её согласия.

 

26 ОКТЯБРЯ

12:00. Роман Феодори уходит с должности художественного руководителя Красноярского ТЮЗа. Сообщение об этом появилось на сайте театра.

Накануне депутат краевого заксобрания Елена Пензина в своём телеграм-канале заявила об увольнении Романа Феодори и поблагодарила министра культура Красноярского края Аркадия Зинова «за принципиальную позицию». 24 октября она обратила внимание на поставленную режиссёром в Тель-Авиве читку пьесы Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» с участием Анатолия Белого и Михаила Шаца (оба признаны в РФ иноагентами). Депутат заявила, что Феодори уже давно живёт за границей и не работает в театре, хотя в этом году при его непосредственном участии в Красноярском ТЮЗе проходила лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка», V Фестиваль театров юного зрителя «Язык мира» и другие проекты.

Красноярский ТЮЗ продолжает свою работу под руководством директора Натальи Кочорашвили.

 

25 ОКТЯБРЯ

16:15. В Московском городском суде прошло судебное заседание по апелляции на решение Хамовнического суда Москвы, продлившего режиссёрке Жене Беркович и драматургу Светлане Петрийчук содержание под стражей до 4 ноября 2023 года. Судья Мосгорсуда Анастасия Рыжова оставила решение Хамовнического суда без изменения.

Адвокаты Беркович и Петрийчук в очередной раз обратили внимание суда на то, что наблюдаются факты волокиты со стороны следствия (в частности, на протяжении 5 месяцев следователь утверждает, что не успел допросить 8 актрис), а количество представленных им материалов значительно уступает материалам стороны защиты.

Женя Беркович в своём выступлении на суде сказала: «Почти полгода мы сидим в тюрьме. Это жестокое наказание. И дело не в том, что это жестоко, а в том, что это абсолютно бессмысленная жестокость, не нужная вообще никому. Не нужная следствию — в этом мы можем убедиться из материалов дела. Для того, чтобы расследовать наше „запутанное преступление“, не нужно, чтобы мы находились в тюрьме; никакие следственные действия с нами не велись и не ведутся <…>. Если то, что я нахожусь в тюрьме, — это какой-то метод устрашения, то непонятно, кого устрашать. <…> Если это метод устрашения какой-то части общества, российского, или не российского, или театрального, то, поверьте, все, кто мог за шесть месяцев испугаться и расстроиться, уже испугались и расстроились, <…> но давайте я даже не буду такого предполагать, потому что одного или нескольких человек мучить для того, чтобы напугать всё общество, — это методы как раз тех, кого по 205-й статье нельзя оправдывать и пропагандировать, так террористы делают».

Светлана Петрийчук в своём выступлении отметила: «Ровно та же пьеса, которую пять лет назад хвалили, награждали, — через пять лет меня за неё же, к моему огромному удивлению, и арестовали. Ничего не меняется от нашего здесь нахождения. <…> Я хочу, чтобы, когда уважаемый суд читает в документах, что я могу „продолжить заниматься преступной деятельностью“, верил хотя бы не мне, а формальной логике: эта пьеса была написана пять лет назад — что я её, напишу ещё раз? Перепоставят спектакль как-то втихаря?..».

Напомним, 4 мая Беркович и Петрийчук были задержаны. Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». 5 мая прошло заседание суда по избранию меры пресечения для Беркович и Петрийчук — обе были отправлены под арест на 2 месяца до 4 июля. Этот срок продлевался уже дважды.

Причиной задержания стал спектакль Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию. Спектакль «Финист Ясный Сокол» вышел в 2020 году и стал лауреатом премии «Золотая Маска — 2022» в номинациях «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа драматурга».

Источник: oteatre.info

Next Post

Французский институт запускает цикл кинопоказов «Франция на Чеховском фестивале»

Французский институт в России проведёт серию бесплатных кинопоказов «Франция на Чеховском фестивале», посвящённых памяти Валерия Шадрина. Программа откроется 27 октября — в медиатеке Французского института в Москве будет представлена запись «Триптиха» Бартабаса. В анонсе проекта «Франция на Чеховском фестивале» говорится, что он «объединит наиболее яркие французские спектакли на границе цирка, театра, танца, музыки и визуальных […]