Хореограф на длинной дистанции

Хореограф на длинной дистанции

В МАМТе имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась мировая премьера балета «Снежная королева» на музыку Чайковского. Поставил её Максим Севагин, худрук балетной труппы, заступивший на это пост после ухода своего предшественника, француза Лорана Илера, покинувшего Россию в феврале 2022 года.

Новый спектакль «расположился» между двумя другими «зимними сказками» – давней «Снегурочкой» Владимира Бурмейстера на сборную музыку из произведений Чайковского и «Щелкунчиком» Юрия Посохова, выпущенным уже в бытность Севагина худруком. От балета Бурмейстера здесь – идея музыкального оформления, составленного из симфоний Чайковского, Четвертой, Пятой и прощальной – Шестой (Патетической). От балета Посохова – актуализация старого сюжета, стремление обойтись без балетного пафоса, юмористические сцены, включение в спектакль бытовых подробностей. Так, у Посохова в «Щелкунчике» прямо во время действия швабрами выметают скорлупу орехов и вывозят на сцену огромную бутылку шампанского к радости пап и мам. А в «Снежной королеве» есть комический эпизод во дворце церемонных и манерных Принца и Принцессы, обитающих в буквальном смысле в «золотой клетке», в окружении не менее жеманных придворных. Узнав же о благородной цели путешествия Герды, они собирают её в дорогу, предоставив золотую карету, загруженную снедью и кучей бессмысленных предметов.

Действие, как и положено, начинается с пролога – выхода троллей с накаченными мышцами, одетых художником по костюмам Юлдус Бахтиозиной в пуховики. Первый из них выскакивает, как черт из табакерки, из оркестровой ямы, другой выбегает через зал. Остальные уродцы появляются из-за кулис, устраивая на авансцене потасовку, насыщенную прыжками, кульбитами, отжиманиями и прочим. В результате задник, изображающий зеркало, эффектно разлетается на куски. После чего зритель попадает в пасторальный солнечный мир, где резвятся светловолосые детишки, Герда и Кай, одетые в почти что клоунские желтые парики и того же цвета инфантильные костюмчики: у него шортики, у неё короткое платьице. И тут происходит завязка действия – в глаз Каю попадает осколок зеркала и впечатляюще коварная Снежная королева с огромным шлейфом, утаскивает друга Герды за собой. А её саму мотают туда-сюда вихри – пособники Снежной королевы, одетые, как и их метресса, в черные костюмы.

Надо сказать, что и мрачные, напоминающие «ужастик» акробатические экзерсисы троллей, и милые, но довольно простодушные танцы детишек выглядят довольно наивно на фоне мощного звучания предсмертной симфонии Чайковского, самой загадочной, самой трагической, «программа» которой так и осталась «тайной», унесенной композитором «с собой в могилу», как писал Модест Ильич Чайковский чешскому музыковеду Рихарду Батке. Что же касается оркестра под управлением дирижера Фёдора Безносикова, то он звучал вполне прилично. Для Севагина же выбор симфонической музыки – далеко не случаен. По его собственным словам, он давно мечтал о постановке этой сказки. С 15 лет (сейчас ему 26) серьезно слушал произведения Чайковского, угадав в первой части Шестой симфонии начало «Снежной королевы» (сцена троллей), затем светлую тему Кая и Герды, и, наконец, зловещую тему Снежной королевы.

Сама композиция спектакля отсылает к кино. Это настоящее роуд-муви, заставляющее, опять же, вспомнить «Щелкунчик»: путешествие Маши и заглавного героя на ладье (в некоторых версиях – в волшебном башмаке).

Первая остановка Герды – «сад забвения» на музыку «Шестой симфонии», её второй части – необычного пятидольного вальса, вызывающего ассоциацию с «Вальсом снежинок» из «Щелкунчика». Только здесь водят хороводы не снежинки, а загадочные, с виду токсичные, цветы, скорее всего, «дьявольские орхидеи» (Telipogon diabolicus) с заостренными лепестками, острыми шипами (на полумасках артистов) и черными стеблями-торсами (в костюмах вообще преобладают чёрно-белые цвета). Своим монотонно-завораживающим кружением они «обволакивают» Герду. Но, по счастью, дуэт с единственной в этом саду Розой, выводит её из состояния беспамятства, напомнив о розарии, где они играли с Каем.

В целом, Севагин внятно передает сюжет, честно следуя нарративу автора. Он видит героев такими, какие они у Андерсена, только несколько гиперболизированными. Как в случае с Принцем и Принцессой (тут они брат и сестра), с их  комическими, танцевально-буфонными ссорами, оживляющими действие. Менее внятно представлены Ворона и Ворон, в чьих неплохих лаконичных вариациях  нет ничего специфически «вороньего», кроме смоляно-чёрных костюмов.

Хореограф на длинной дистанции

На фото – сцена из спектакля “Снежная королева”. Атаманша  (Георги Смилевски-старший) / ©Александр Филькин. Фото предоставлено пресс-службой театра

Эксцентричны и сцены с разбойниками во главе с похожей на гренадера Атаманшей, чья роль отдана лихо справляющемуся с комической партией Георги Смилевски-старшему. Атаманская дочь – здесь она не маленькая, а взрослая Разбойница, занимает, как и в сказке, отдельное место. Её партия, отличающаяся от характерных танцев мамашиной шайки, построена на классических, хоть и резко, даже грубовато, «произносимых» движениях. Более мягкой она становится в прощальном трио с Гердой и Оленем. Вообще, с появлением Северного благородного оленя, ставшего едва ли не ключевой фигурой балета и его лирическим героем, дискурс спектакля меняется. У этого статного животного, в отличие от большинства героев, нет толщинок, как нет и рогов. Их отсутствие призваны заменить несколько не слишком убедительных движений руками над головой. Именно Оленю, помимо упомянутого трио, подарены отличное соло, и нежный, если не сказать трепетный, дуэт с Гердой. На пути в замок Снежной королевы герои сражаются со стихией, падая и вновь поднимаясь под музыку 2-ой части Пятой симфонии, начинающейся щемящим хоралом струнных и звучащей в ней темой одиночества. В дуэте много поддержек, ускользаний балерины из рук партнера и прочих пластических выражений мытарств героев. Но музыка, не желающая быть иллюстрацией, обнаруживает прямолинейность в общем-то красивого, хоть и несколько затянутого, дуэта.

Второе действие начинается «зловещим белым актом» в замке Снежной королевы. То есть развернутым гран-па с вариациями Ледяных дев и иезуитским дуэтом их повелительницы с Каем, где она пинает беднягу ногами, а он, ослабевший, как тряпичная кукла, степенью униженности и несчастности похож на фокинского Петрушку. Вдобавок ко всем измывательствам, героя ещё и «распинают», явно погрешив против хорошего вкуса. Но, как ни странно, его заледеневшее сердце не прольет и слезинки. Заплачет он, только увидев слезы Герды.

И тут, как во многих классических балетах, наступает время дивертисмента –   все, с кем Герда встретилась на пути к Каю, пролетают через сцену в лаконичных, динамичных соло и дуэтах. Отдав дань воспоминаниям, повзрослевшие Кай и Герда, теперь уже без соломенных париков, получают от постановщика любовно-целомудренное адажио, в завершении которого поднимаются по ступеням некоего абстрактного театра, на фасаде которого – название спектакля «Снежная королева» и имя постановщика – М. Севагин. В этом амбициозном жесте, есть что-то детское. И действительно, Севагин – молод. За плечами у него с десяток одноактных балетов и (помимо нынешней премьеры) один полноформатный – «Ромео и Джульетта», поставленный вместе с режиссёром Константином Богомоловым. Так что «Снежная королева» – его первый самостоятельный двухактный спектакль, где он взял на себя: либретто, компоновку музыки, хореографию, режиссуру, сделав попытку совместить сразу все – от гениальных симфоний до видеоконтента, созданного видеохудожником Сергеем Рылко при помощи искусственного интеллекта. Что безусловно удалось хореографу, это работа с танцовщиками, в чем ему помогал ассистент Ринат Ханджян. Здесь все хороши и на своем месте: и Елена Соломянко с Германом Барсаем (Герда и Кай), и Энхмунх Оюнболд (Снежная королева), и Артур Мкртчян (Олень), и Ольга Сизых (Разбойница), и Виталина Алсуфьева с Евгением Дубровским, (Принцесса и Принц), а также, Александра Дорофеева и Дмитрий Муравинец (Ворона и Ворон). В общем, все, ну и, конечно же, упомянутый премьер труппы Георги Смилевски-старший.

Источник: oteatre.info

Next Post

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» открылась в Серпухове

Историко-художественный музей Серпухова представил экспозицию «Маковские. Константин и Владимир». Gettyimages.ru Об этом сообщает «Радио 1». Выставка размещена в отреставрированном Каретном сарае городской усадьбы купцов Мараевых, здание которого является объектом культурного наследия. Посетители увидят почти 90 работ из собрания 12 ведущих музеев России, включая Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, ГМИИ […]