«Лидер в своём классе»: как создавался и совершенствовался многоцелевой вертолёт Ка-32

24 декабря 1973 года в воздух поднялся опытный образец многоцелевого гражданского вертолёта Ка-32. Машина, созданная на основе военно-морского Ка-27, обладала всеми преимуществами соосной схемы, которая стала визитной карточкой ОКБ Камова. Вертолёт получился компактным и необычайно манёвренным. Первоначально новинка предназначалась для проводки ледоколов, но впоследствии её функционал значительно расширился. Ка-32 получил возможность перевозить грузы, тушить пожары, летать в горах и в условиях плотной городской застройки. По словам экспертов, несмотря на солидный возраст, камовская машина не утратила модернизационного потенциала и по-прежнему востребована во множестве сфер.

«Лидер в своём классе»: как создавался и совершенствовался многоцелевой вертолёт Ка-32

  • Вертолёт Ка-32 / современная модификация Ка-32
  • © РИА Новости / Вертолёты России

24 декабря 1973 года состоялся дебютный полёт опытного образца многоцелевого вертолёта Ка-32. Машину пилотировал лётчик-испытатель Евгений Ларюшин. Новый летательный аппарат был гражданским развитием корабельного противолодочного вертолёта Ка-27 ВМФ СССР.

В материалах «Ростеха» Ка-27 назван вершиной конструкторской мысли Николая Камова. Это был последний вертолёт, разработкой которого легендарный авиаконструктор руководил лично.

«Созданная в начале 1970-х, эта машина (Ка-27. — RT) опередила своё время на долгие годы благодаря передовым на то время техническим решениям, в частности, наличию системы автоматизированного управления и способности в автоматическом режиме выходить в заданный квадрат, мощному вооружению, способности нести противокорабельную ракету Х-35», — говорится на сайте госкорпорации.

Новая гражданская машина унаследовала от Ка-27 скромные габариты, превосходную манёвренность, современное на тот момент радиоэлектронное бортовое оборудование. Главной задачей конструкторов была адаптация вертолёта для работы с ледоколами.

«Ростех» получил одобрение Росавиации на эксплуатацию многоцелевых вертолётов Ми-171А2 в высокогорных районах, сообщили в...

В 1978 году впервые в истории освоения Арктики Ка-32 осуществил проводку атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи. Серийный Ка-32 поднялся в воздух в 1980 году. Производство вертолёта было развёрнуто в Башкирии на заводе в Кумертау.

Успешная миссия на Северном морском пути подтолкнула конструкторов ОКБ Камова к продолжению работ по расширению функционала Ка-32. В первой половине 1980-х годов на этой винтокрылой машине было установлено семь мировых рекордов, в том числе по высоте полёта с коммерческим грузом.

В 1986 году Ка-32 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Экипаж проводил дозиметрическую разведку, опуская датчики с высоты 250 м в вентиляционную трубу аварийного блока атомной станции.

Один из лучших

Ка-32 выполнен по традиционной камовской соосной схеме. Диаметр несущих винтов составлял 15,9 м, высота вертолёта — 5,45 м, длина (со сложенными лопастями) — 12,2 м, ширина (со сложенными лопастями) — 3,8 м, максимальная взлётная масса с грузом на внешней подвеске — 12,7 т.

В базовой модификации машина могла разгоняться до 260 км/ч и имела практическую дальность полёта в пределах 800 км. Ка-32 вмещал до 13 пассажиров и мог перевозить груз весом более 3 т.

«Лидер в своём классе»: как создавался и совершенствовался многоцелевой вертолёт Ка-321

  • Ка-32 МЧС России
  • © Вертолёты России

Как пояснил в комментарии RT управляющий директор делового журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Прядушкин, ОКБ Камова смогло реализовать в Ка-32 ключевые преимущества своей фирменной аэродинамической схемы.

«У Ка-32 соосная схема. Это означает, что машина имеет два несущих винта. Соосная схема технически сложнее классической, где присутствует рулевой винт. Однако она позволяет сделать машину достаточно компактной и при этом более манёвренной. Например, Ка-32 хорошо адаптирован для эксплуатации с палубы или для полётов в ограниченном пространстве», — рассказал Прядушкин.

В общей сложности камовцы создали более 15 модификаций Ка-32 для выполнения транспортных и противопожарных задач, ледовой разведки, строительно-монтажных и поисково-спасательных работ.

Международный дебют Ка-32 состоялся на авиасалоне в Ле Бурже в 1985 году. Спустя пять лет советская винтокрылая машина приняла участие в ликвидации последствий стихийного бедствия в Швейцарии. По итогам местная компания Heliswiss заявила о готовности приобрести партию этих летательных аппаратов. Затем интерес к Ка-32 проявила канадская фирма VIH Logging.

Учёные Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ) до конца года изготовят опытный образец авиационного поршневого двигателя...

Детище ОКБ Камова считается первым российским вертолётом, прошедшим международную сертификацию. Помимо Швейцарии и Канады, машина была поставлена в Австрию, Азербайджан, Бразилию, Индонезию, Испанию, Канаду, Казахстан, Китай, Португалию, Сербию, Южную Корею и Японию. По данным «Ростеха», на сегодняшний день в 20 странах мира эксплуатируется свыше 180 единиц Ка-32.

«После распада СССР были удачные иностранные заказы. Ка-32 был поставлен для южнокорейской службы лесоохраны. А для Канады была разработана версия Ка-32А11BC, где BC — это British Columbia (Британская Колумбия. — RT), одна из провинций Канады. Там наши машины использовались для транспортировки вырубленного леса. Затем данная модификация стала успешно эксплуатироваться и в России для различных задач», — отметил Прядушкин.

Как сообщается на сайте холдинга «Вертолёты России», Кa-32А11ВС предназначен для перевозки поваленных деревьев, выполнения поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, транспортировки грузов, эвакуации людей, пожаротушения, патрулирования и поддержки специальных операций.

«Соосная схема и отсутствие рулевого винта обеспечивают вертолёту компактность, высокую энерговооружённость и манёвренность, а также отличную управляемость. Кa-32А11ВС имеет высокую грузоподъёмность — до 5 т груза на внешней подвеске», — говорится в материалах холдинга.

По данным компании, Кa-32А11ВС является «признанным лидером в своём классе». Машина способна эффективно выполнять задачи в условиях плотной городской застройки, труднодоступной горной и лесистой местности. Также вертолёт может приземляться на палубы маломерных кораблей, «площадки буровых платформ и на неподготовленные, труднодоступные точки».

«Лидер в своём классе»: как создавался и совершенствовался многоцелевой вертолёт Ка-322

  • Кa-32А11ВС у небоскрёбов Москва-Сити
  • © Вертолёты России

Крейсерская скорость полёта Кa-32А11ВС составляет 245 км/ч, скороподъёмность — 15 м/с, практический потолок — 5 тыс. м, максимальная дальность полёта с основными топливными баками — 650 км, с дополнительными топливными баками — 870 км.

Поисково-спасательная модификация Кa-32А11ВС унаследовала лучшие характеристики военно-морского Ка-27ПС. Эта машина «эффективно применяется в условиях повышенной влажности и имеет большую стойкость к воздействию агрессивной морской среды», рассказали в «Вертолётах России».

«Характеристики Кa-32А11ВС позволяют ему летать в условиях повышенной турбулентности и штормового ветра, так что вертолёт способен выполнять поисково-спасательные работы в критических ситуациях», — отмечают в холдинге.

Петербургское предприятие «ОДК-Климов» доработало весь парк авиационных двигателей ТВ7-117В. Об этом сообщил RT генеральный...

Наряду с этим по желанию заказчика Кa-32А11ВС может оснащаться медицинским модулем с аппаратурой интенсивной терапии и оборудованием для правоохранительных органов и спецслужб. К преимуществу вариации для силовиков холдинг относит хорошую адаптацию под полёты в городской среде.

Высокие оценки получил и противопожарный Кa-32А11ВС. Такой вертолёт может нести более 40 видов оборудования. Машина способна тушить возгорания в условиях сильной задымлённости, на последних этажах высотных зданий и объектах нефтегазовой промышленности.

«Ка-32A11BC признан экспертами одним из лучших противопожарных вертолётов в мире, является символом Глобальной вертолётной противопожарной инициативы — программы, направленной на повышение эффективности применения специализированных противопожарных вертолётов, оборудованных водосливными устройствами (ВСУ), водяными пушками и другими системами пожаротушения», — подчёркивают в «Вертолётах России».

Расширение возможностей

В скором времени Ка-32A11BC будет оснащаться новыми турбовальными двигателями ВК-2500ПС-02 разработки «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург). Первый полёт с этими силовыми агрегатами состоялся в октябре 2022 года. В ходе лётного испытания была подтверждена устойчивость и высокая управляемость вертолёта.

«Применение новых силовых установок позволило улучшить лётно-технические характеристики винтокрылой машины, расширило возможности по эксплуатации вертолёта, в том числе при работе с внешней подвеской», — сообщили ранее в «Ростехе».

«Лидер в своём классе»: как создавался и совершенствовался многоцелевой вертолёт Ка-323

  • Ка-32 во время тушения лесного пожара
  • © Вертолёты России

Как отмечают в госкорпорации, усовершенствованные двигатели расширят противопожарные возможности Ка-32А11ВС. Машина будет оснащаться новейшей отечественной системой тушения СП-32 с электрическим подогревом. Бак будет заполняться водой за 60 секунд. Эта версия Ка-32 станет первым в мире вертолётом, который сможет тушить пожары при отрицательных температурах.

«Запатентованная система створок с цифровым управлением может открывать отсеки поочерёдно и регулировать углы открытия, тем самым контролируется интенсивность и время сброса воды», — отмечают в «Ростехе».

Также ВК-2500ПС-02 дадут вертолёту «больше уверенности» в жарких и горных условиях. По подсчётам конструкторов, грузоподъёмность машины может возрасти примерно на 1,6 т.

Экипажи российских вертолётов Ми-35М уничтожили опорный пункт ВСУ на Краснолиманском направлении. Об этом сообщили в Минобороны РФ. В...

Как пояснил в беседе с RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, в настоящий момент Ка-32А11ВС с двигателями от «ОДК-Климов» получил наименование Ка-32А11М. В ноябре 2023 года машина с таким названием была продемонстрирована в ОАЭ на Dubai Airshow.

«Ка-32А11М — это обозначение фактически новой модификации Ка-32. Помимо улучшенных двигателей, она получила эргономичные органы управления, современное навигационное и электронное оборудование. Такой вертолёт, я думаю, будет востребован как в России, так и в дружественных странах», — сказал Гусаров.

По его мнению, модернизационный потенциал семейства Ка-32 по-прежнему не исчерпан. 

«Ка-32 имеет крайне удачную аэродинамику. Такие вертолёты всегда можно совершенствовать за счёт установки новой авионики и двигателей. Ка-32 ещё долго будут востребованы для тушения пожаров, перевозок в сложных условиях, для эксплуатации в городе и на палубах кораблей», — заключил Гусаров.

russian.rt.com

Next Post

Стас Михайлов отметит 55-летний юбилей большими сольниками по стране

Большой юбилейный концерт Стаса Михайлова «55» состоится 27 апреля 2024 года на сцене Live Arena. Как нетрудно догадаться из названия, на этом выступлении артист отпразднует свое 55-летие. Организаторы отмечают, что последние годы концерты Михайлова большая редкость, он не давал сольных концертов около пяти лет. — Ему есть чем поделиться со […]